Нейар
Скользи мимо, всего касаясь, и ни к чему не привязывайся!
США останутся мировым лидером в области космоса
("The Globe And Mail", Канада)

11/07/2011 15:05


По мере того, как сокращалось расстояние между шаттлом Atlantis и Международной космической станции, на орбите и на Земле нарастал накал эмоций.
В воскресенье руководитель полета Кватси Алибарухо (Kwatsi Alibaruho) заявил из центра управления полетами, что все идет хорошо и дал добро на последнюю стыковку в истории «космических челноков». Когда он смотрел на экран, он не мог не вспоминать первую стыковку шаттла с космической станцией – российской станцией «Мир», - которая состоялась в 1995 году. Г-н Алибарухо тогда был стажером НАСА.
Примерно в 390 километрах над Тихим океаном, на МКС, приветственно зазвенел корабельный колокол. Это был один из многих характерных моментов двухнедельной последней миссии шаттла.
«Добро пожаловать в последний раз на Международную космическую станцию», - обратился к Atlantis член экипажа МКС Рональд Гаран-младшиий (Ronald Garan Jr).
«Замечательно, что мы сейчас здесь», - ответил командир шаттла Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson).
Смех и радостные крики заполнили шаттл и космическую станцию, когда люки открылись, и два экипажа – в общей сложности 10 космонавтов из трех стран - принялись обниматься, целоваться и пожимать друг другу руки. Все подробности этого последнего в своем роде события записывались на видеокамеры.
Atlantis, последний корабль длившейся 30 лет программы «спейс-шаттл», привез на станцию припасы на год. После этого рейса он будет списан.
«Не скажу, что готов был расплакаться, но этот момент меня сильно затронул, - заявил позднее журналистам г-н Алибарухо. Он старался сдерживать эмоции, чтобы не смущать свою команду операторов, хотя, по его мнению, «все они чувствовали примерно то же самое и думали о том, к чему мы пришли, как многого добились и…. что нас ждет впереди».
По словам г-на Алибарухо 10 человек, находившихся в космосе, – шесть американцев, трое россиян и японец – также были впечатлены.
«Можно было буквально ощутить накал эмоций всех членов экипажа, не только американцев, - заявил он. – Они были очень рады гостям – просто пришли в восторг, и я знаю, что они действительно признают и ценят значение момента».
Отказ одного из компьютеров Atlantis несколько осложнил процесс, но не помешал стыковке.
Однако уже через несколько часов стало известно, что НАСА следит за неким фрагментом космического мусора, который во вторник, как раз во время выхода в открытый космос, может оказаться в опасной близости от «челнока» и МКС.
Глава группы руководства полетами Лерой Кейн (LeRoy Cain) подчеркнул, что пока трудно сказать, будет ли неопознанный объект действительно представлять угрозу, и что в понедельник будет приниматься решение о том, следует ли менять орбиту станции. Размер объекта пока неизвестен.
Это была 46-я стыковка шаттла с космической станцией.
Девять раз шаттлы состыковывались еще в 1990-х годах с российской станцией «Мир». США и Россия использовали этот – зачастую рискованный – опыт, создавая вместе с десятком других стран самый большой космический летательный аппарат в мире – Международную космическую станцию с постоянным экипажем. Она создавалась 12 с половиной лет и сейчас, наконец, закончена.
На сей раз Atlantis доставил на станцию больше пяти тонн продовольствия, одежды и других необходимых припасов – фактически, на год, чтобы комплекс продолжал спокойно работать в грядущую эпоху, в которой не будет шаттлов.
Экипаж шаттла сразу же передал обитателям станции сумку со свежими фруктами и пообещал несколько дополнительных банок арахисового масла. «Отлично», - обрадовался космонавт с МКС Майкл Фоссум (Michael Fossum).
Г-н Фергюсон стоял за пультом управления, когда Atlantis приближался к МКС. Экипаж шаттла, находящийся под его началом, оказался самым маленьким за десятилетия.
На борту Atlantis находятся всего четыре человека, так как НАСА сократило экипаж до минимума на случай чрезвычайных происшествий. Если (хотя это маловероятно) Atlantis будет всерьез поврежден, космонавтам придется несколько месяцев провести на космической станции, пока их не сможет забрать российский корабль «Союз». Раньше на этот случай всегда был наготове один из шаттлов, но сейчас это невозможно - Discovery и Endeavour официально списаны.
Первые два дня исторического полета Atlantis —135-го за 30 летнюю историю шаттлов, —прошли, как сообщает НАСА, гладко, без серьезных происшествий. Стыковка в субботу прошла столь же безупречно, как взлет в пятницу.
В качестве меры предосторожности перед началом стыковки Atlantis совершил обычный в таких случаях маневр - кувырок–переворот, позволив камерам космической станции себя сфотографировать. С помощью мощных объективов космонавты со станции сфотографировали шаттл со всех сторон. На Земле эксперты тщательно проанализировали фото в поисках повреждений, которые могли нанести при старте кусок изоляции с топливного бака (причина катастрофы шаттла Columbia,– прим. перев.), лед или другой мусор.
Atlantis и его экипаж проведут на орбитальном комплексе больше недели. Исходно полет должен был продолжаться 12 дней, однако НАСА, вероятно, добавит космонавтам еще один день, чтобы они успели завершить все работы.
Что касается компьютерного сбоя, то его причиной г-н Алибарухо считает испорченный выключатель. По его словам, компьютер должен опять заработать, когда в понедельник будет установлено новое программное обеспечение. Шаттл оснащен пятью основными компьютерами, и эта система обеспечивает страховку в наиболее важные моменты полета – особенно в моменты взлета и приземления.
НАСА прекращает полеты на орбиту, сдает Atlantis, Endeavour и Discovery в музеи и начинает работу над отправкой людей на астероиды и на Марс. Повседневной работой по доставке грузов на МКС займутся частные американские компании, а через несколько лет они будут доставлять на станцию и космонавтов.
Глава НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) подчеркнул утром в воскресенье в эфире программы «Положение в стране» («State of the Union») на канале CNN, что Соединенные Штаты останутся мировым лидером в области исследования космоса даже после прекращения полетов шаттлов.
«Я призываю американцев прислушиваться к словам президента, - заявил Болден. – Президент установил цели: астероид к 2025 году, Марс к 2030 году. Высказаться еще определеннее было бы трудно».
inosmi.ru/world/20110711/171881925.html

Русские выигрывают в «космической гонке»
("The Daily Beast", США)
09/07/2011 20:42


Последний полет космического шаттла знаменует для NASA завершение целой эпохи. Россия, с ее старыми, но надежными методами, отныне станет единственной страной, имеющей возможность отправлять людей в космос.
Когда вчера космический шаттл «Атлантис» стартовал из Космического центра Кеннеди в свой последний полет, к концу подошла не только тридцатилетняя история использования многоразовых космических кораблей-челноков – завершилась целая глава соревнования в области космических исследований. После того, как шаттл через двенадцать дней вернется на землю, у Соединенных Штатов Америки уже не будет своей программы пилотируемых полетов – впервые за пять десятилетий. Более того, в обозримом будущем именно Россия, давний соперник США по освоению космоса, станет единственной в мире страной, регулярно доставляющей людей в космос.
«Добраться до звезд и исследовать их – это заложено в генах у жителей нашей великой страны», - заявил журналистам Марк Келли (Mark Kelly), командир предпоследнего полета шаттла «Эндевор» непосредственно перед стартом корабля в мае, на глазах у своей жены, Габриель Джиффордс (Gabrielle Giffords), члена Конгресса (8 января в Тусоне, штат Аризона, она получила серьезное огнестрельное ранение во время нападения неизвестного). «Мы не должны останавливаться». Однако действительность такова, что программа «спейс шаттл» стала слишком дорогостоящим экспериментом, который, в конечном счете, так и не достиг своей первоначальной цели – создания быстро восстанавливаемого космического судна многоразового использования, которого могло бы совершать полеты на орбиту каждую неделю. Под бременем растущих расходов и потока критики NASA после 135 полетов (израсходовав 192 миллиарда долларов) закрыло программу.
Списание шаттлов выдвигает на первое место устаревшие и сильнее изношенные, но, безусловно, более дешевые и надежные российские космические технологии. Некогда, в пору своего расцвета, космическая гонка была «настоящей войной «чужими руками» за ядерное превосходство», - говорит Пирс Бизони, (Piers Bizony), соавтор книги Starman: The Truth Behind the Legend of Yuri Gagarin. («Звездный человек: что стоит за легендой о Юрии Гагарине»). «Россия и Америка наперебой похвалялись своими потенциально смертоносными технологиями в мирном обличье, и каждый успешный полет приводил к очередной браваде о своем превосходстве». Космический полет советского космонавта Юрия Гагарина в 1961 году широко рекламировался как свидетельство превосходства советской науки, не говоря обо всем прочем.
Сегодня у космонавтов, как в России, так и в Америке, трудности с тем, чтобы найти себе заработок. В России во время 1990-х, когда все запасы наличных денег у населения пропали, приходилось брать в полет платных туристов и снимать рекламные ролики про израильское молоко и сушки на старой космической станции «Мир». Но по иронии, которую оценил бы отец советской космической программы Никита Хрущев, в итоге выстояла именно Россия, с ее старыми, но эффективными технологиями. Обстановка в Звездном городке, российском центре подготовки космонавтов под Москвой, может быть, и попахивает советской эпохой, и краска местами пооблупилась, «но не обманывайтесь», - говорит Бизони. «Россия выиграла первые раунды космической гонки и намерена лидировать и на следующих этапах».
В то время, когда США свертывает свою программу космических шаттлов и в ближайшее время ничего не предусматривает в качестве ее замены, Российское космическое агентство «Роскосмос» настойчиво движется вперед. Россия отправляет в космическое пространство ежегодно не менее четырех кораблей с человеком на борту и еще 20 беспилотных грузовых космических судов. В этом году российское правительство ассигновало 900 миллионов долларов на строительство нового космодрома недалеко от дальневосточного российского города Благовещенска. Он призван заменить старую базу Байконур, оказавшуюся расположенной на территории теперь уже бывшей советской республики Казахстан, что создает определенные неудобства. Еще сотня миллионов долларов пойдет на разработку новой ракеты, названной Рус, и нового космического корабля. В конце этого года Россия проводит испытания нового стартового комплекса для запуска спутников, «Ангара», и строит новую стартовую площадку для доброй старой проверенной ракеты «Союз» во Французской Гвиане, штаб-квартире французской программы ракет-носителей «Ариан» для запуска спутников.
Именно Россия разработала посадочный модуль для спуска на Марс – и стала пионером в подготовке будущего полета на Марс с человеком на борту: добровольцы уже три года в капсуле космического корабля в Звездном городке проводят испытания систем и воздействия долгого космического путешествия на человеческую психику. «Это возрождение российской космической промышленности», - говорит бывший космонавт Сергей Крикалев, обладатель мирового рекорда по времени, проведенному в космическом пространстве: 803 дня за шесть полетов; ныне он - директор Гагаринского учебного центра под Москвой.
Нельзя сказать, что NASA, бывший главный соперник «Роскосмоса», полностью ушло со сцены. Действительно, после запуска «Атлантиса» космические шаттлы больше не будут взлетать с мыса Канаверал. Но США все еще обладает ключевым элементом, необходимым для быстрого продвижения человечества к звездам: деньгами. В марте NASA подписало новое двухгодичное соглашения с Россией на сумму 753 миллионов долларов об отправке американских астронавтов на Международную космическую станцию вплоть до июня 2016 года – по цене около 65 миллионов долларов за полет. «Это не только за сам полет», торопится подчеркнуть администратор Чарльз Болден; в эту сумму входят и два года «интенсивной» подготовки астронавта, которая будет проходить в основном в Москве. «Вы привыкли, что можно прийти на заправку и получить весь комплекс услуг... Мы получаем от русских полное обслуживание – несколько устаревшее полное обслуживание».
Обслуживание – это не единственный прием старой школы, которым пользуется «Роскосмос». Секрет непреходящего успеха российской космической программы заключается в том, чтобы делать все просто и хорошо – «если это работает, это работает», говорит фотограф Мария Груздева, получившая беспрецедентную свободу доступа к российским космическим сооружениям для подготовки фотокниги в честь 50-й годовщины полета Юрия Гагарина. « Суть проекта – простота. То же касается технологий. Зачем изобретать велосипед?». Как результат, «российские технологии не сильно продвинулись по сравнению с тем, что было изобретено при [Сергее] Королеве в 1950-х годах», - говорит Олег Ивановский, инженер-ветеран, который конструировал, испытывал и запускал первый российский «Спутник», и который в последний раз обнял Юрия Гагарина перед тем, как помочь ему войти в кабину, а затем вывел его на орбиту.
Ракета «Союз» TMA-21, спустя полстолетия в марте этого года доставившая двух российских и одного американского астронавта на борт Международной космической станции, в принципе, представляет собой ту же самую конструкцию, что и аппарат, открывший космическую эру запуском «Спутника» и полетом Гагарина (с современным дополнением в виде православной иконы Казанской Божьей матери, подаренной московским патриархом). Зато американцы потратили миллиарды на усовершенствование новых конструкций – и когда те, наконец, стали функционировать совершенно, оставили их и перешли к следующему проекту. Российский подход «если не ломается – не надо ничего трогать», может быть, и не лучшая формула для достижения границ человеческого знания – однако она позволила российскому космосу продержаться на ходу, хоть и со скрипом, и в самые голодные годы.
Разница в подходе проявилась еще сильнее, когда США поразил финансовый кризис. Последний американский президент Барак Обама пошел путем планирования создания преемника шаттла, «Ориона», и ограничил бюджет NASA на 2010 год. В то же время Россия, на другом конце мировых сырьевых качелей, когда цены на нефть подскочили, получила приток наличных денег. Финансирование «Роскосмоса» было увеличено за последние 10 лет практически в семь раз, с 300 миллионов долларов до 2,1 миллиарда. Хотя это и мизерные цифры по сравнению с годовым бюджетом NASA, составляющим 20 миллиардов долларов, Россия ухитряется потратить свои деньги с большей выгодой, платя сотрудникам низкие зарплаты (средний инженер по разработке космических систем получает около тысячи долларов в месяц, а космонавт – 5 тысяч долларов) и используя инфраструктуру, сохранившуюся еще от советской эпохи.
Но, может быть, самое поразительное различие между Россией и Америкой заключается в их отношении к своим космическим программам. Будущее NASA неопределенно, потому что оно «не столько претворяет в жизнь новую мечту, сколько живет в тени старой», - говорит Бизони. Для большинства американцев космическая гонка была выиграна, когда Нейл Армстронг высадился на Луне в 1969 году; «в отличие от русских, их интерес к этому в новом столетии сильно уменьшился», - добавляет Бизони. Для России, напротив, первенство в космической игре остается предметом национальной гордости.
Пятидесятилетнюю годовщину полета Гагарина 12 апреля праздновала вся России. Снова стали выпускать часы советского «космического» бренда, «Ракета» - такие носил и сам Гагарин,- теперь уже как предмет роскоши для российских патриотически настроенных нуворишей. А когда российская космическая программа допускает промах – например, когда в декабре прошлого года три российских навигационных спутника упали в Тихий Океан из-за того, как техники переполнили один из баков на верхней ступени ракеты– Кремль демонстративно сам занялся этим делом. После декабрьской неудачи президент Дмитрий Медведев лично уволил руководителей верхнего звена, а в начале этого года призвал Россию к разработке собственной программы по освоению космоса из-за «научных амбиций нашей страны… если мы этого не сделаем, мы окажемся позади».
Но несмотря на старания Медведева, правда заключается в том, что удерживаться в одиночку на переднем крае космических исследований стало слишком сложно и дорого для любой страны. «Космической гонке пришел конец, - говорит Джоэл Монталбано (Joel Montalbano), бывший директор пилотируемых космических полетов NASA. – Сегодня мы все – члены одной команды». Международная космическая станция, например, - это совместный проект США, России, Японии, Канады и Евросоюза, который в прошлом месяце официально выделил два миллиарда евро для поддержки работы станции до 2020 года. Самым последним и окончательным дополнением Международной космической станции является, например, складское помещение «Леонардо», сконструированное и изготовленное в Италии. Единственным исключением, которое подтверждает правило, является Китай: вместо того, чтобы сотрудничать на Международной космической станции и помогать в раздвигании границ космических технологий, Пекин предпочитает воспроизводить прошлые достижения бывших космических держав. В 2003 году корабль «Шенчжоу -5» вывел человека на орбиту, а к 2013 году Китай надеется доставить на поверхность луны автоматический зонд – через полвека после того, как Советы еще 1966 году впервые сумели сделать это.
Полет человека на Марс – очередной Святой Грааль для серьезных исследователей космоса – является в значительной степени программой сотрудничества. В эпоху Гагарина планы в области освоения космоса держались в таком секрете, что даже сами космонавты «не всегда знали, к чему их готовят», - рассказывает Ивановский. Сейчас NASA имеет свой офис в московском «Роскосмосе», а «Роскосмос» - своих представителей в Хьюстоне. США сосредоточились на разработке новой грузовой ракеты для дальних космических полетов, а Россия концентрируется на подготовке астронавтов, системе жизнеобеспечения и физиологических исследованиях для полета на Марс, который будет продолжаться не менее 500 дней. Макет в натуральную величину возможного посадочного модуля для спуска на Марс был создан в Институте Медицинских и Биологических проблем в Москве, и с прошлого лета в нем внутри живут шесть добровольцев из России и Европы. У «пилотов» есть сад, где они сами выращивают овощи; радиосигналы из внешнего мира доходят до них с четырехминутным запаздыванием, как это было бы при реальном полете. Участники эксперимента уже «высадились на Марс» и в ноябре следующего года должны вернуться на землю; как сообщил Алексей Краснов, руководитель управления пилотируемых программ «Роскосмоса», у них прекрасное психологическое состояние. Следующим этапом, говорит Краснов, станет повторение этого испытания в реальных космических условиях на Международной космической станции.
Что бы ни говорили политики, следующий важный шаг человечества в неизвестное станет, по всей вероятности, результатом усилия не одной какой-то страны, а всего мирового сообщества. Это то, что действительно изменилось через полстолетия после первого полета Гагарина, преодолевшего границы Земли.
inosmi.ru/world/20110709/171819220.html

Последняя сверхдержава
("Berliner Zeitung", Германия)

08/07/2011 16:06


Берлин - После ухода американцев со сцены, Россия остается единственной космической сверхдержавой на той площадке, где в течение десятилетий происходило активное соперничество. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов с восторгом заявил об этом еще в апреле, сразу после юбилея Гагарина. К 2019 году, сообщил он тогда, выступая в российском парламенте, Россия планирует разработать ядерный ракетный двигатель, который позволит на месяц сократить время полета до Марса. Соответствующий космический корабль будет готов к 2025 году, а в 2035 году первый человек высадится на поверхность Марса.
Это было последнее публичное выступление Перминова. В конце апреля, всего через несколько дней, Владимир Поповкин – армейский генерал и заместитель министра обороны был поставлен во главе гражданского космического ведомства. Он должен навести в нем порядок, после аварий и других неудач в 2010 году. Прежде всего речь идет о том, чтобы зарабатывать деньги с помощью проверенных и надежных ракетоносителей. В этот году будет совершено еще примерно 20 стартов, и для этого будут использованы эксплуатируемые уже в течение десятилетий «Союзы» и «Протоны». Испытания новой ракеты «Ангара» отложены и теперь запланированы на 2015 год.
Президент Дмитрий Медведев вчера подписал указ о приоритетах в области науки и техники. В соответствии с этим документом, исследование космоса, судя по всему, больше не находится в самых первых рядах - у него 24-ый порядковый номер.
inosmi.ru/world/20110708/171777571.html

Космическое первенство России - позор для США
("Fox News", США)

08/07/2011 14:03


NASA вот-вот поделится новой информацией о последнем запуске в рамках программы космических шаттлов США. Космическое агентство должно сообщить, позволят ли завтра погодные условия «Атлантису» взлететь. И если нет, то почти миллион человек постигнет разочарование. Все они уже собрались там посмотреть на запуск и с горечью наблюдают закат американской программы космических шаттлов.

РЭЙ УОЛТЕРС, зритель: Знаете, мне больше всего нравится вот это. Последний полет. Исторический момент.

ЗРИТЕЛЬНИЦА: Будет как-то грустно. Ведь мир меняется день ото дня. И там, наверху, он тоже меняется.

Обсудим закат этой эпохи с бывшим астронавтом «Аполлона-7» Уолтером Каннингемом. Вы считаете, что отказ от программы шаттлов – большая ошибка. Почему?

УОЛТЕР КАННИНГЕМ, бывший астронавт: Думаю, это прискорбно. Ведь это лучший летательный аппарат в истории. Должен добавить, что это самый безопасный пилотируемый космический корабль в истории. А в будущие лет пять нам, в общем-то, нечего ждать. Так что просто стыдно отказываться от такой программы.

А что вы имели в виду, когда говорили, что NASA пошло по наклонной, пустило программу шаттлов на самотек?

УОЛТЕР КАННИНГЕМ: Когда я говорил об этом, я имел ввиду еще эпоху президента Ричарда Никсона. Он начал урезать бюджет программы, а космос всегда будет обходиться недешево. И сейчас уже не хватает средств для претворения в жизнь планов на будущее. С этим трудно спорить, особенно с учетом бюджетного дефицита и прочих обстоятельств. Так что NASA пока не ожидает ничего хорошего.

Парадоксально, что в 60-е мы, безусловно, победили СССР в лунной гонке благодаря программе «Аполлон». А теперь получается, что СССР, вернее, Россия – единственная страна, у которой будет космический корабль и программа пилотируемых космических полетов?

УОЛТЕР КАННИНГЕМ: Да, это действительно позор, потому что благодаря программе «Аполлон» мы продемонстрировали свое превосходство в космосе, превосходство в технологиях, что дало стимул экономике страны примерно на 20-30 лет. А теперь мы, похоже, уходим на второй план, и, безусловно, это дает России большое преимущество. И не только ей: Китай также делает неплохие успехи. Но мы не работаем с китайцами, поскольку их программой занимаются военные, а мы можем работать только с невоенными космическими агентствами.

Вы говорили про затраты, и я уверен, что вы с разных сторон слышите жалобы на недостаток бюджетного финансирования. Что дает нам космическая программа?

УОЛТЕР КАННИНГЕМ: Всего не перечислить, но каждый, кто имел дело с современной медициной, понимает, о чем речь: сердечные насосы, пересадка сердца и тому подобное. Я не говорил много на эту тему, поскольку это совершенно очевидные вещи для многих людей.
Что мы действительно теряем, так это наш статус в мире, восхищение, которое другие страны испытывали к нам. И так будет продолжаться до тех пор, пока президентский пост у нас не займет приверженец прогресса.

С нами был астронавт «Апполона-7» Уолтер Каннингем, спасибо, что были с нами.
inosmi.ru/russia/20110708/171768759.html

Американская космическая программа трещит по швам
("The Washington Times", США)

08/07/2011 00:30


НАСА запланировало последний запуск корабля-шаттла Atlantis на пятницу. Этот 12-дневный полет к международной космической станции может оказаться не просто последним полетом космического «челнока», но, если не будет произведена серьезная коррекция курса, ознаменует полный конец эпохи мирового космического превосходства Америки.
С 1960 года космическая программа США была ее гордостью и наглядной демонстрацией американской исключительности. Она была символом нашего духа, изобретательности и технологического мастерства. Она питала и поддерживала экономическую экспансию, не имеющую себе равных в истории, она была источником нашей беспримерного со времени Римской империи мирового военного могущества.
Но после падения Берлинской стены наша космическая программа стала медленно и неуклонно идти на убыль. В 1989 году американское лидерство во всех аспектах освоения космоса и космических технологий было настолько велико, что даже после десятилетий небрежения, расточительства и бездействия нам и сегодня практически по всем параметрам все еще нет равных. Но долго это не продлится. Мы истребляем наши ресурсы на корню.
Как это могло случиться? Тут дело не в невнимании. Президент Джордж Буш предвидел грядущий кризис, когда пришел к власти в 1989 году, и он предпринял энергичные и смелые шаги для того, чтобы не сдавать позиций в сфере космических исследований. В условиях призыва к сокращению средств на оборону в 1990 году он увеличил ассигнования на строительство новых мощностей для запуска космических ракет, на ряд программ, в том числе на национальную программу разработки воздушно-космического самолёта и на новый национальный стартовый комплекс. Он увеличил расходы на исследования в рамках программы СОИ (стратегической оборонной инициативы) и на деятельность Агентства передовых оборонных исследовательских проектов, несмотря на почти 20-процентное сокращение оборонного бюджета в целом.
Буш потребовал для НАСА разового 25-процентного увеличения расходов и запланированного 10-процентного увеличения расходов на последующие 10 лет. 20 июля 1989 года, в 20-ю годовщину высадки на луне космического корабля Apollo XI, он, стоя на ступенях национального авиационно-космического музея, призвал к новому витку научных исследований, к возвращению на Луну, уже надолго, а затем к путешествию в завтра, к пилотируемому полету на Марс. Его доводы были просты: американцы призваны исследовать новое и быть лидерами. Запланированная Бушем программа была постепенной и равномерной, с упором на разработку новых технологий и новых методов ведения дел. Его видение было ясным: мы будем продолжать наши космические исследования, не соревнуясь, а сотрудничая со всеми нациями мира, даже с Россией, нашим недавним врагом. Ни одному из этих планов не суждено было осуществиться. Причины этого понятны. Штаты наших учреждений перераздуты, там царит бюрократия, деньги тратятся впустую. Выборные представители действуют как сборщики налогов в своих штатах и округах, делая эффективное и разумное распределение ресурсов практически невозможным. Частная промышленность пользуется своим упрочившимся положением, чтобы уменьшить конкуренцию, увеличить расходы, подражая своему медлительному и бюрократическому заказчику. А научное сообщество, со своей стороны, искусно использует свою власть, чтобы оказать влияние, высказывать свое мнение и обосновывать научные инициативы государства с целью обеспечить себе «львиную долю» при дележке исследовательского пирога.
Эта система стойко противостоит изменению приоритетов и учится все лучше защищать себя и свой статус кво. Со времени окончания холодной войны успех имели лишь отрицательные инициативы в сфере изменения направления наших усилий в области космических исследований на национальном уровне. Расходы сокращены; они требуют изменения.
Президент Клинтон резко развернул политическое направление и пересмотрел программу работы космической станции, наполовину урезав ее бюджет и угрожая вообще закрыть ее. Президент Обама изменил программу пилотируемых космических полетов, разрешив испытательные полеты шаттла, поставив работу на космической станции на коммерческую основу и отменив программу Constellation (с запланированной на 2030-е годы высадкой на Марсе). Собственно говоря, им руководило похвальное стремление использовать сэкономленные средства для финансирования новых разработок. Но и в лучшие времена это было бы трудно сделать; а нынешнее состояние государственных финансов скорее побудит Конгресс использовать большую часть экономии для сокращения дефицита бюджета. Хуже того, космическая команда президента не проявляет единодушия в своей приверженности его плану.
Десятилетиями Америка дарила миру новые изобретения: мощные персональные компьютеры, роботостроение, спутниковые телекоммуникации, лазеры, солнечные батареи, лапароскопическую хирургию, нанотехнологии и ядерную медицину, создавая при этом новые рабочие места во всех отраслях промышленности и в области высоких технологий в, казалось, бесконечном хороводе новых технологий, появляющихся как побочный продукт деятельности наших космических программ. Останется ли космос экономическим и технологическим катализатором Америки в грядущие десятилетия? Или наши будущие инновации ограничатся новыми социальными сетями, типа «фейсбука» и «твиттера»?
Здравый смысл подсказывает, что федеральная бюрократия должна сократить расходы или провести реструктуризацию, реорганизацию и изменить свои приоритеты. Они умеют урезать программы или начинать новые программы. Но не умеют одновременно делать то и другое. Мы уже приперты к стенке. Чтобы восстановить наше лидирующее положение в космосе, нам необходимо пойти против здравого смысла и сократить финансирование, начать разработку новых инициатив и радикально реструктурировать наше перезрелое агентство – и сделать все это одновременно. Это не будет приятно, и это не будет легко, но высадка человека на Луну тоже не была ни легкой, ни приятной.
Марк Олбрехт – председатель космической программы США. Был главным консультантом президента Джорджа Буша по вопросам, связанным с космосом; автор книги Falling Back to Earth: A First Hand Account of the Great Space Race and the End of the Cold War”(«Падение на землю: Отчет из первых рук о великой космической гонке и об окончании холодной войны») (Издательство New Media Books, 2011)
inosmi.ru/usa/20110708/171733617.html

Хьюстон, у нас проблема
("Foreign Policy", США)

08/07/2011 10:46


Космическая программа США «спейс шаттл» закрывается в пятницу, после последнего запуска корабля-челнока Атлантиса с мыса Канаверал. Это не означает полный конец космических полетов США, однако после отказа от дорогостоящих шаттлов США придется полагаться на российские ракеты и надеяться, что скоро частный сектор окажется в состоянии принять эстафету. Ниже приводим краткий обзор стран и компаний, которые рассчитывают использовать эту возможность, чтобы самим заявить права на мир иной.

РОССИЯ

Бюджет: 3,8 миллиарда долларов

Ближайшие этапы: страна, в 1957 году запуском первого спутника положившая начало соревнованию в области космических исследований, похоже, добилась своего – во всяком случае, в плане полетов с человеком на борту. После развала Советского Союза Россия практически ушла из космоса. В 2009 году она прекратила работу своей флагманской орбитальной станции – станции «Мир». Однако правящий тандем Путина-Медведева позаботился о новых инвестициях в космическую программу, и сегодня именно Россия осуществляет 40% всех запусков космических объектов в мире.
С завершением американской программы щаттлов Россия получит монополию на доставку астронавтов на Международную космическую станцию на своих устаревающих ракетах советского производства, по крайней мере, до 2016 года. Это весьма доходный бизнес – Соединенные Штаты Америки платят России около 43,4 миллионов долларов за одного астронавта; однако премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия не должна удовлетворяться ролью «звездного паромщика». Россия и Китай в конце этого года планируют совместную отправку автоматического зонда на Марс. Российское космическое агентство вынашивает и более амбициозные планы, в том числе полет на Луну с человеком на борту к 2025 году, возможно, с последующей установкой «необитаемой станции».

КИТАЙ

Бюджет: 1,3 миллиона долларов

Ближайшие этапы: Китай относительно поздно пришел в космос, и его достижения на сегодняшний день довольно скромны. Первый пилотируемый полет был совершен в 2003 году – Китай стал третьей в мире страной, отправившей человека в космос; потом до 2008 года китайцы в космос людей не отправляли. Однако, как ни странно, амбиции у них громадные. На конец этого года Китай планирует запуск первой из трех временных космических станций, которые, в конечном счете, приведут к функционированию постоянной орбитальной станции в период с 2020 по 2022 год.
В октябре прошлого года Китай отправил автоматический зонд на луну, Чан Э-2. Чан Э-1, запуск которого состоялся в 2007 году, в плановом порядке был разбит о лунную поверхность в 2009. К 2020 году Китай надеется, что образцы лунного грунта, полученные с помощью автоматического лунохода, будут доставлены на землю. Если все пройдет успешно, к 2022 году планируется запуск на Луну корабля с человеком на борту.
Бывший главный администратор НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) в 2007 году заявил комиссии Сената, что «Китай сможет отправлять людей на луну раньше, чем мы сможем [туда] вернуться». Если исключить всякие непредвиденные обстоятельства, сегодня это представляется практически несомненным фактом.
Помимо амбиций в области пилотируемых космических полетов, Китай в 2007 году заставил мировую общественность задуматься своими испытаниями противоспутниковой ракеты.

ИНДИЯ

Бюджет: 1,3 миллиона долларов

Ближайшие этапы: В отличие от других крупных держав, у которых программы космических полетов отпочковались от военных программ, и нацелены на демонстрацию национального величия, космическая программа Индии (ISRO) до недавнего времени почти исключительно была ориентирована на земные заботы. В середине 1970-х Индия запустила спутники для того, чтобы обеспечить телевизионной вещание в самых отдаленных уголках страны. Другие орбитальные объекты используются для поиска воды в засушливых районах и для сообщения с сельскими больницами через спутниковую связь.
В 2008 году характер космических поползновений Индии резко изменился. Был запущен первый в стране лунный зонд, Чандраяан-1. Некоторые индийские политики задают вопрос, почему страна, в которой огромные массы населения в сельской местности живут в нищете, тратит 79 миллионов долларов на подобные экстравагантные жесты; однако эта программа в какой-то степени оправдала себя, когда в 2009 году Чандраяан-1 обнаружил молекулы воды в лунном грунте, что стало большим научным событием. Миссия завершилась более чем за год до планируемого срока, когда ISRO потерял радиосвязь с Чандраяаном-1; однако она и сейчас расценивается как научное достижение.
Помимо возвращения на луну, ISRO также планирует к 2015 году отправку автоматического зонда на Марс.

ЕВРОПА

Бюджет: 4,8 миллиона долларов

Ближайшие этапы: Европейское Космическое Агентство (ESA), включающее представителей 18 государств и основанное на исходе соревнования в области космических исследований эпохи холодной войны, традиционно фокусируется на более мелких задачах с ощутимой научной отдачей, а не на крупных престижных проектах. Однако ESA осуществляет сотрудничество с НАСА по многим крупным проектам, в том числе и по проекту «Космический телескоп Хаббл».
Как и в случае NASA, некоторые наиболее амбициозные проекты ESA тормозятся из-за проблем с финансированием, а кроме того, из-за уникальных бюрократических препятствий, возникающих в работе этого многостороннего совместного космического агентства. Если Германия и Франция с энтузиазмом поддерживают дорогие, не окупающие себя проекты: например, разработку ESA собственного ракетоносителя Ariane Rocket и участие в работе Международной космической станции, - то Великобритания с большим интересом относится к предложению ESA о полете на Марс, EXOMars. (Впрочем, сокращение американской (NASA) доли бюджета миссии EXOMars поставило под угрозу осуществление этого проекта).
ESA, как и американская космическая программа, в плане отправки в космос людей полагается на Россию, по крайней мере, в течение ближайших лет. Однако она ведет строительство собственного пилотируемого многоразового судна, которое может быть готово к эксплуатации примерно в 2025 году.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Бюджет: в 2011 году 6 миллионов долларов NASA распределило между различными компаниями для разработки программы частных космических полетов с человеком на борту.
Ближайшие этапы: Шаттл совершает свой последний полет, лунная программа NASA отменена, и теперь свои надежды на будущее в области космических полетов с человеком на борту правительство США возлагает на частный сектор, выделяя миллионы долларов на заключение контрактов с частными компаниями с целью разработки альтернатив российским ракетам «Союз» как средству доставки американских астронавтов на околоземную орбиту.
В сознании широких масс представление о частных космических полетах связано с рекламными картинками компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона (Richard Branson), предлагающей знаменитостям и состоятельным банкирам прогулки на околоземную орбиту по цене 200 тысяч долларов. Однако бесспорным лидером в области частных космических полетов остается калифорнийская компания SpaceX, основанная в 2002 году Элоном Маском (Elon Musk), одним из основателей PayPal. SpaceX уже получила от правительства контрактов на 3 миллиона долларов, в том числе на осуществление в ближайшие несколько лет перевозки грузов на Международную космическую станцию с использованием экспериментального космического корабля компании Dragon. SpaceX также работает над созданием системы доставки астронавтов в космос, что, как она рассчитывает, будет стоить около 20 миллионов долларов за место – это, по оценкам, самая дорогостоящая часть будущих космических путешествий.

АУТСАЙДЕРЫ

В последние годы многие другие страны тоже сделали попытку заглянуть за последний рубеж. В прошедшие пять лет Япония запустила одну из наиболее впечатляющих лунных миссией после американских высадок на Луну в 1960-х на и 1970-х годах; она может оказаться темной лошадкой в новом витке «космических гонок». Недавно завершила строительство своего первого космического стартового комплекса, расположенного примерно в 500 км от Сеула, Южная Корея.
Чтобы не отстать от своих партнеров по БРИК, весьма амбициозную программу запуска спутников в ближайшие три года подготовила Бразилия, при определенном сотрудничестве с Китаем. Бразильские спутники уже помогли в получении важной информации о скорости исчезновения лесов бассейна Амазонки.
Иран планирует этим летом запустить в космос обезьяну на борту судна иранского производства, с использованием иранской ракеты. Это шаг вперед: в прошлом году в космос слетали крыса, две черепахи и несколько червей.

«Союз» не располагает возможностями шаттла для ремонта космической станции
("The Guardian", Великобритания)

08/07/2011 15:30


Политики и ветераны освоения космоса в США предупреждают о повышении расходов и о риске «катастрофического вхождении в атмосферу» космической станции в отсутствие космического корабля-шаттла.
Сейчас, когда готовится к отлету последний космический шаттл, замаячившая перспектива монополии России на доставку команд на борт Международной космической станции вызывает беспокойство в США.
Когда корабль-челнок «Атлантис» - который должен быть запущен в пятницу – вернется после своего двенадцатидневного полета на Землю, Россия станет единственной страной, способной доставлять астронавтов на станцию, стоимость которой 100-миллиардов долларов, на своем космическом корабле «Союз».
Ряд американских астронавтов, в том числе и легендарный Нейл Армстронг, 30 июня отправили администратору NASA Чарльзу Болдену (Charles Bolden) письмо, в котором они предупреждают о «неприемлемом риске полетов», поскольку на корабле «Союз» отсутствуют шлюзовые тамбуры, системы поддержки жизнеобеспечения и роботизированные манипуляторы, позволяющие шаттлу выполнять роль базы для выхода в космос с целью ремонта космической станции, в случае, если выход из строя систем или авария на борту станции сделают ее необитаемой.
Кристофер Крафт (Christopher Kraft), бывший руководитель Центра пилотируемых космических полетов, один из авторов этого письма, предостерегает о «катастрофическом вхождении в атмосферу» 400-тонной станции в атмосферу и о том, что на Землю может обрушиться дождь из обломков станции, если не будет возможности ее починить в случае «страшной аварии».
«В космосе неразумно играть в «русскую рулетку»», - добавляет он.
Некоторые сенаторы из числа республиканцев и ветераны освоения космоса также выразили свой протест против того, что США будут выплачивать российскому «Роскосмосу» кругленькие суммы за доставку американских астронавтов на орбиту. NASA в марте объявило, что Россия подняла цену за доставку одного астронавта с 56 миллионов долларов до 62 миллионов долларов, начиная с 2014 года.
Джон Гленн, первый американский астронавт на околоземной орбите прошлым летом уже предсказывал, что российские цены «резко возрастут», заявив, что сохранение шаттла было бы лучшим выбором.
«Наши астронавты должны будут стартовать на российском судне, с российской базы в Казахстане [Байконур], чтобы отправиться на нашу Международную космическую станцию», - заявил он и добавил, что «это едва ли можно считать приемлемым для «величайшей космической нации» мира».
Решение утилизировать шаттл было принято после катастрофы 2003 года с шаттлом «Колумбия», и в прошлом году Барак Обама, президент США, объявил, что ответственность за доставку экипажей и легких грузов на околоземную орбиту необходимо передать частным компаниям, разрабатывающим собственные космические корабли, например, SpaceX.
Однако может пройти не менее пяти лет, пока появится возможность осуществлять на судах этих компаний космические полеты с человеком на борту, а пока придется опираться – проявляя, по словам некоторых критиков, излишнее доверие, - на устаревшую российскую технологию.
Джордж Эбби (George Abbey), хьюстоновский эксперт в области космической политики и бывший директор Космического центра Джонсона, заявил журналисту the Guardian, что он сомневается в надежности и в возможностях для проведения экспериментов Международной космической станции, которая должна работать до 2020 года.
«В прошлом США понадеялись на Россию после аварии «Колумбии», и русские оказались для нас хорошими партнерами, - заявил он. – Чего я опасаюсь, это продолжения работы космической станции без шаттла».
Эбби добавил, что «Союз», конструкция которого была создана в 1960-е годы, не способен доставить на станцию и вернуть на Землю огромные коробки с оборудованием для выполнения медико-биологических научных экспериментов, как это делал шаттл с «большой грузоподъемностью».

Он также поддержал опасения Крафта относительно уязвимости космической станции к авариям в отсутствие шаттла, и посетовал на его отсутствие в будущем как инструмента разработки «архитектуры исследований возможности выхода за пределы земной орбиты». Обама говорил об отправке экипажа на Марс в 2030-е годы.
Тем временем российские эксперты отрицают нотки триумфа, якобы прозвучавшие со стороны Москвы после того, как за «Союзом» осталась монополия на космические путешествия. «Это никакая не победа, - говорит Юрий Караш, член Российской Академии Космонавтики. – Представьте себе американца в арабской пустыне, у которого поломалась машина, и который вынужден платить 63 миллиона, чтобы добраться до своей гостиницы на бедуинском верблюде».
«Это - хороший образ астронавта NASA, путешествующего на «Союзе», а Россия – бедуин, который считает, что ему удалось неплохо заработать, не платя за дорогой автомобиль. Но мы должны подумать о строительстве нашего собственного нового судна, и о том, куда мы его будем отправлять».
Этим летом должно начаться строительство в нового космодрома «Восточный» на российском Дальнем Востоке, которое обойдется в 800 миллионов долларов. Новый космодром уменьшит зависимость от Байконура, стартовой площадки в казахских степях, которую ныне России приходится арендовать. Полеты с экипажами космонавтов, как ожидается, начнутся в 2018 году, но часто звучащие в последние годы громкие заявления российских официальных лиц об отправке экипажей на Луну или на Марс пока еще только ждут своего воплощения в реальность.
Игорь Лисов, редактор московского журнала «Новости Космонавтики», отметает рассуждения, что Россия может повысить расценки за отправку экипажей NАSA на Международную космическую станцию.
«Между сторонами отмечается взаимопонимание и сотрудничество, - говорит он, - В любом случае, американские солнечные батареи на станции обеспечивают 90% энергообеспечения. Если кто-то из россиян когда-нибудь вздумает поднять цены на отправку астронавтов, он может неожиданно получить огромный счет за электроэнергию».

30 лет в космосе

1972 5 января - президент Ричард Никсон подписал указ о выделении 5,5 миллиардов долларов на развитие крылатого космического челнока, «шаттла», многоразового пользования.
1976 17 сентября - торжественная приемка первого прототипа шаттла, корабля Энтерпрайз, названного по имени космического корабля из «Звездного пути». Он никогда не был запущен в космос, но использовался для испытательных полетов.
1981 12 апреля - запуск космического шаттла STS-1 «Колумбия»; это был первый полет первого многоразового пилотируемого космического судна.
1983 4 апреля - запуск «Челленджера». Стори Масгрейв и Дональд Питерсон выполняют первый в рамках программы выход в открытый космос.
Июнь - август Сэлли Райд становится первой американской женщиной в космосе; вслед за этим в космос отправляется первый афроамериканский астронавт Гийон Блюфорд.
1984 30 августа – первый полет шаттла «Дискавери».
1985 3 октября – первый полет шаттла «Атлантис».
1986 28 января – шесть астронавтов и Криста Маколиф, в составе проекта «учителя в космосе» погибли во время крушения Челленджера через 73 секунды после отправки в свой 10-й полет. Позднее было установлено, что причиной аварии стал дефект кольцевой уплотнительной прокладки на ракетном твердотопливном ускорителе.
1988 29 сентября – после президентского расследования причин крушения «Челленджера» программа «спейс шаттл» возобновляется.
1989 4 мая – серия полетов, включая полеты дистанционных зондов, таких, как «Магеллан», которые работали над составлением карты Венеры. Это первый запущенный с шаттла межпланетный космический корабль.
1990 24 апреля – на борту «Дискавери» на орбиту доставлен космический телескоп Hubble, на семь лет позднее предполагаемой даты запуска. Через два месяца NASA обнаружило, что у него дефектное зеркало. В декабре 1993 года телескоп удалось отремонтировать. Это сделал астронавт, вышедший в открытый космос.
1994 3 февраля – российский космонавт Сергей Крикалев совершил полет на американском шаттле в рамках программы обмена с целью развития сотрудничества между США и Россией после окончания холодной войны.
1995 3 февраля Айлин Коллинз стала первой женщиной-пилотом космического шаттла, впоследствии в июле 1999 года стала первой женщиной-командиром космического полета.
13 июля дятлы во время гнездования пробили около 200 отверстий в топливном баке «Дискавери», отложив его запуск. NASA расставило ловушки.
1998 29 октября – не удовлетворившись тем, что он был первым американцем на земной орбите, 77-летний бывший сенатор Джон Гленн стал самым старым человеком, отправившимся в космос.
4 декабря «Эндевор» доставил на орбиту первый американский модуль Международной космической станции, «Юнити», для соединения с российским компонентом «Заря». После этого шаттл доставил в космос еще 10 блоков станции .
2003 1 февраля – семь членов экипажа шаттла «Колумбия» погибли во время вхождения в атмосферу Земли после того, как отказала тепловая защита и корабль распался на части.
2004 14 января - директива Джорджа Буша «Национальная политика в области космоса» призвала к прекращению программы «спейс шаттл». Ставшая реакцией на катастрофу «Колубмии», новая политика направляла основные усилия на решение задач за пределами орбиты Земли.
2006 9 декабря – копия плюшевого медвежонка ребенка, выжившего во время холокоста, стала первой игрушкой, побывавшей в космосе; ее взял с собой астронавт Марк Полански в честь своего отца-еврея.
2011 24 февраля. Последний полет шаттла «Дискавери».
16 мая. Последний полет шаттла «Эндевор».
8 июля. Последний полет «Атлантиса».

Победителям лунной гонки стыдно летать на «Союзах»
("CBS", США)

07/07/2011 13:07


На пятницу намечен запуск шаттла «Атлантис», последняя экспедиция шаттлов в истории. Но что ожидает американскую космическую программу после этого? Джон Гленн был одним из первопроходцев в освоении космоса, и сегодня Боб Орр попросил его заглянуть в будущее.
С тех пор как Джон Гленн стал первым американцем, совершившим орбитальный космический полет, прошло 49 лет.

КАДРЫ КИНОХРОНИКИ: С богом, Джон Гленн!

Но он, похоже, и сейчас готов сесть за штурвал своего корабля «Френдшип-7».

ДЖОН ГЛЕНН, астронавт: Вот здесь, вверху находятся окна иллюминаторов, а светлое пятно вон там, наверху, - это смотровой иллюминатор.

КАДРЫ КИНОХРОНИКИ: О, это просто потрясающе!

БОБ ОРР, корреспондент CBS NEWS: Значит, управление полетом осуществляется правой рукой?

ДЖОН ГЛЕНН: Вот так можно отклоняться от курса, менять угол полета и уходить в крен.

Этот рычаг управления сохранился еще с того исторического полета. Он – главный экспонат в коллекции реликвий Института публичного управления имени Джона Гленна, расположенного в штате Огайо. Через две недели Джону исполнится 90, но будьте уверены: его и сейчас больше заботит туманное будущее космической программы США.

ДЖОН ГЛЕНН: Программа космических шаттлов закрывается, теперь в течение нескольких лет мы не сможем самостоятельно выходить в космос, и это меня удручает. Мне это совсем не нравится.

Прежде, чем у США появится новая ракета-носитель, пройдет лет пять, а то и больше. Когда вернется «Атлантис» и программу шаттлов закроют, у американских астронавтов останется лишь один способ попасть на Международную космическую станцию.

ДЖОН ГЛЕНН: Нам придется летать на орбиту из Казахстана на «Союзах» с российскими ракетами-носителями, а они мне не нравятся. По-моему, для величайшей в мире космической нации, как нас назвал президент Кеннеди, это неподобающе.

Для Гленна это больше, чем просто вопрос гордости. Когда ему было 77 лет, он вернулся в космос в составе экипажа шаттла «Дискавери», где проводил эксперименты, касающиеся процесс старения человека. Гленн говорит, что в первую очередь именно для таких исследований, а не для расширения космических границ, необходимо продолжать освоение космоса.

БОБ ОРР: Но ведь продолжение программы по освоению космоса человеком требует денег. Кто-то должен платить за это.

ДЖОН ГЛЕНН: Да, конечно.

БОБ ОРР: Но средств недостаточно.

ДЖОН ГЛЕНН: Ну, так всегда можно сказать. Когда Льюис и Кларк хотели отправиться на западное побережье Америки и исследовать Дикий Запад, средств тоже не хватало. Судя по историческим книгам, люди и тогда выражали недовольство.

Что же касается следующей миссии и вопроса ее финансирования, то тут тоже все не совсем ясно. Говорят, что планируется полет на астероид, или на Марс. Однако на данный момент мы взяли паузу, которая вызывает беспокойство.

ДЖОН ГЛЕНН: Завершения чего-либо предполагает начало чего-то другого, и я не думаю, что это другое знаменует смерть программы по освоению космоса человеком. Я считаю, что за 50 лет мы проделали большую работу, которая предвещает еще более значительные свершения в будущем.

По словам Гленна, нас ждут новые открытия, которые буду сделаны если страна, которая выиграла лунную гонку, останется в игре.

«Союз» не годится на роль спасательного круга для МКС
("MSNBC", США)

07/07/2011 10:06


На прошлой неделе фрагмент космического мусора со свистом промчался мимо Международной космической станции на скорости 29 тысяч миль в час. На станции - более чем в 200 милях от Земли - находились шестеро астронавтов. Их предупредили, что приближается фрагмент космического мусора и что есть вероятность столкновения.
Пока он летел, астронавты в надежде, что их не заденет, укрылись в двух космических кораблях «Союз», пристыкованных к МКС. К счастью, им повезло. Ну а если бы их все-таки задело, что тогда? Положим, фрагмент космического мусора все же врезается в станцию, от существования которой зависит ваша жизнь, - и вам нужно спасаться или чинить ее, чтобы выжить. Кого позвать на помощь в космосе?
Руководитель полетов Кристофер Крафт, в честь которого назван хьюстонский центр управления полетами NASA, всем, кто хочет слушать, заявляет, что в случае чрезвычайного происшествия в космосе на помощь нужно звать космический шаттл. Крафт направил в NASA письмо, в котором разъяснил, что произойдет, если, не дай бог, на станции откажут системы жизнеобеспечения или ракетные двигатели малой тяги, которые удерживают МКС на низкой околоземной орбите и не позволяют ей рухнуть на Землю, а шаттл не сможет отправиться в спасательную или ремонтную экспедицию.
Под его предупреждением поставили подписи несколько знаменитых астронавтов. Среди них - Роберт Криппен, командовавший первым полетом шаттла в 1981 году; Нил Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны; а также Джим Ловелл - с прославленного «Аполло-13».
Но несмотря на это предостережение, сегодня начался обратный отсчет перед финальной миссией по программе шаттлов – STS-135. «Атлантис» удостоился чести стать последним шаттлом, который отправится на орбиту, это должно случиться в пятницу. И вот в чем дело. Изначально этих четырех астронавтов, которые полетят на «Атлантисе», выбрали не для этой миссии. Перед тем как их выбрали для полета, они сначала всего лишь тренировались лететь в космос в случае, если бы потребовалось спасать команду предыдущего шаттла, STS-134. Последним полетом должен был стать STS-134. Если бы потребовалась помощь, эти ребята должны были стать водителями космического эвакуатора.
Но хоть команде STS-134 и не потребовалось спасение, в начале этого года NASA решила все равно отправить этих ребят наверх, и для них это, конечно, замечательно. Теперь вопрос следующий: что будет, если спасение понадобится этим астронавтам? За ними никто не прилетит. Больше нет эвакуатора.
Планируется, что им придется возвращаться на российском космическом корабле «Союз». А он не такой вместительный, как шаттл. Посадочных мест там всего три, и, согласно правилу, на одном из них должен сидеть российский зад. Так что команда из четырех человек может застрять на космической станции и дожидаться отправки домой по мере возможности. Это значит, что один из четырех астронавтов, пилот Дуглас Херли, может не попасть домой еще около года.
Таков план на случай, если что-то пойдет не так. Троих подбросят домой русские, а один останется в космосе и будет целый год ждать, чтобы его подвезли при следующей возможности. План действий в нештатных ситуациях в космосе! После такого все остальное видишь в ином свете.
inosmi.ru/world/20110707/171710050.html

@музыка: Имперский марш Star Wars

@настроение: За державу приятно

@темы: и т.п., Политика и прочий бред, Пазитифф), Информация к размышлению, Из сетки