Нейар
Скользи мимо, всего касаясь, и ни к чему не привязывайся!
Опытный автомат Калашникова АК-46 разработан в 1946 году в рамках конкурса по созданию автоматического оружия под промежуточный патрон обр.1943 г. Ключевым элементом не только нового оружейного комплекса, но новой системы стрелкового вооружения стал патрон промежуточной мощности. Этот шаг, впервые практически реализованный в Германии, на самом деле готовился давно и многими. Патрон промежуточной мощности, создающий в канале ствола значительно меньшее давление, чем винтовочный, обещал получение лёгкого «автоматического карабина», более гибкого и универсального, чем винтовка или пистолет-пулемёт. Появление германского 7,92-мм «курц»-патрона и оружия под него (Mkb.42 (H), MP.43, StG.44) подхлестнули работы над подобным комплексом «патрон-оружие» в СССР.
Заметим, что «прямого копирования» (как иногда пишут) здесь не было. Отечественный промежуточный патрон разрабатывался по собственным требованиям. Уже было ясно, что решить задачу «универсального» индивидуального оружия пистолету-пулемёту не под силу. Ни по эффективной дальности огня (до 200-300 м из устойчивых положений), ни по пробивному действию пули (пуля патрона ТТ, например, пробивала стальную каску не далее 50 м), он не удовлетворял потребностям, выявленным войной. А требовалось оружие, позволяющее надёжно поражать очередями цели на дальностях 400-500 м, а одиночным огнём — до 800 м. Ключом к решению и был новый патрон. При этом выдвинули требование — обеспечить дальности прямого выстрела, аналогичные карабину обр. 1938 г. Промежуточный патрон, используемый вместо пистолетного и винтовочного в массовых образцах оружия, кроме того, позволял намного упростить снабжение. В конце концов, был принят «7,62-мм промежуточный патрон обр.1943 г», разработанный Н.М.Елизаровым, П.В.Рязановым, Б.В.Сёминым и А.И.Забегиным.
Новое массовое оружие пехоты - автомат, рождался как бы в центре треугольника «автоматическая винтовка — пистолет-пулемёт — ручной пулемёт», но он не должен был заменить все эти типы оружия. Существенное отличие советских работ по созданию новых комплексов «патрон-оружие» заключалось в том, что задание было выдано сразу на три типа оружия, которые составили бы систему стрелкового вооружения под унифицированный промежуточный патрон на уровне взвода. На замену пистолета-пулемёта создавался автомат, на замену магазинного карабина — самозарядный карабин, на замену ручного пулемёта под винтовочный патрон — лёгкий ручной пулемёт, переносимый вместе с боекомплектом и обслуживаемый в бою одним бойцом. Продолжалась доработка и самого патрона.
В работу над автоматом под промежуточный патрон обр.1943 г. первым включился А.И.Судаев, разработав за год четыре опытных системы. Вскоре подключились другие конструкторы — уже в апреле 1944 г, прошли испытания автоматы А.И.Судаева, В.А.Дегтярёва, Ф.В.Токарева, С.А.Коровина, затем в конкурс включились Г.С.Шпагин, А.А.Булкин, К.А.Барышев. Практически в это время устанавливались черты автомата, которые знакомы нам и поныне — промежуточный патрон (со временем такие патроны у нас стали именовать «автоматными»), эффективная дальность стрельбы до 400-500 м, сменный магазин ёмкостью до 30 патронов, размеры и масса, позволяющие использовать его как массовое индивидуальное оружие в различных условиях боя.
Вперёд поначалу вышел Судаев, летом 1945 г. его автомат уже проходил войсковые испытания, но скоропостижная смерть прервала его работы. В 1946 г. свои проекты автоматов представили также Н.В.Рукавишников, А.А.Дементьев, Г.А.Коробов и М.Т.Калашников. Именно Калашникову суждено было сдать свой автомат на вооружение Советской армии.
Известная ныне «система Калашникова» сложилась, конечно не сразу. Потребовалось немало испытаний и доработок, часто — весьма существенных. Так что опытные автоматы Калашникова 1946 г АК-46, значительно отличались от системы, принятой на вооружение три года спустя. Чертежи своего автомата АК-46 - Калашников представил в начале 1946 г, под псевдонимом «Михтим» — все проекты представлялись комиссии анонимно. Расчёты проекта помог выполнить подполковник Б.Л.Капель. Комиссия присудила проекту М.Т.Калашникова второе место, первое — проекту полковника Н.В.Рукавишникова, третье — капитана К.А.Барышева. Эти проекты, вместе с проектами Коробова, Булкина, Дементьева, комиссия рекомендовала для изготовления опытных образцов и проведения полигонных испытаний.
Изготовление опытных образцов Калашникова и их подготовку к полигонным испытаниям возложили на Отдел главного конструктора и цех опытных работ Ковровского завода №2, куда в соответствии с решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ, и направился М.Т.Калашников. В Коврове от Отдела главного конструктора в помощь ему выделили А.А.Зайцева, позднее — В.И.Соловьёва, составивших небольшую конструкторскую группу. Опытные автоматы Рукавишникова, Коробова, Булкина, Деменьтьева и Калашникова (два из трёх изготовленных) поступили на полигонные испытания в мае-июне 1946 г.


АК-46 №1


Калибр — 7,62 мм
Длина — 695 мм
Длина ствола — 397 мм
Вес — 4,106 кг
Ёмкость магазина — 30 патронов
Прицельная дальность — 600 м
Используемые патроны - 7,62x41 мм (обр.1943 г. - первоначальный вариант)

АК-46 №2



Калибр - 7,62 мм
Длина - 950 мм
Длина ствола - 450 мм
Вес - 4,328 кг
Ёмкость магазина - 30 патронов
Прицельная дальность - 800 м
Используемые патроны - 7,62x41 мм (обр.1943 г. - первоначальный вариант)

АКС-46№2



Патрон - 7,62 мм
Длина - 900мм (приклад разложен) 660 мм (приклад сложен)
Длина ствола - 400 мм
Вес - 4,328 кг
Ёмкость магазина - 30 патронов
Прицельная дальность - 800 м
Используемые патроны - 7,62x41 мм (обр.1943 г. - первоначальный вариант)

Автоматика автомата Калашникова АК-46 - классической компоновки с верхним расположением бокового газового двигателя, работала по принципу отвода пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола с запиранием поворотом затвора. Ствол калибра 7,62 мм имел канал с четырьмя нарезами, вьющимися слева вверх направо. Поворот затвора осуществлялся фигурным пазом продольно-скользящей затворной рамы. Затвор представлял собой ступенчатый цилиндр с центральным каналом под ударник. В передней утолщённой части затвора располагались выступы верхний (ведущий) - для разворота затвора при запирании и отпирании, для его ведения при откате и накате затворной рамы; а также два боковых боевых упора, с чьей помощью осушествлялось сцепление затвора с выступами ствольной коробки (т.е. запирание канала ствола. Досылатель на нижней поверхности затвора обеспечивал извлечение патрона из магазина и подачу его в патронник.
К характерным особенностям автомата Калашникова АК-46 относятся своеобразная конструкция фрезерованной ствольной коробки, к которой на осях крепились: коробка ударно-спускового механизма с пистолетной рукояткой и деревянный приклад. Причем ствольная и спусковая коробки соединялись между собой по направляющим с сухарными вырезами и фиксировались шпилькой. На задней части ствола штифтом крепилась прицельная колодка, имевшая сквозное продольное отверстие, для прохода передней части затворной рамы. В передней части колодки в поперечном отверстии крепился замыкатель газовой трубки с флажком.
Боковой газовый двигатель автомата Калашникова АК-46 также отличался своеобразием. Кинематическая связь затворной рамы с газовым поршнем осуществлялась через толкатель с пружиной, представляющий собой одну деталь с поршнем. Газовый поршень, не скрепленный с затворной рамой, воздействовал только на часть хода подвижных частей. Раздельные шток с поршнем и затворная рама обеспечили возможность заряжания автомата из пластинчатой обоймы без отделения магазина. Газовая камера - без регулировки, однако в газовой трубке имелось два отверстия, служивших для вывода в атмосферу остаточных пороховых газов после отхода затворной рамы назад на заданное растояние.
Ударно-спусковой механизм был смонтирован в спусковой коробке. Удачным оказался выбор ударного механизма - куркового типа, с вращающимся на оси курком. Он способствовал получению хорошей кучности стрельбы одиночным огнем, позволив таким образом исключить влияние движения и ударов подвижных частей на точность прицеливания и выстрела, т.к. перед выстрелом подвижная система находилась в крайнем переднем положении. Взведение курка исущестлялось при движении назад затворной рамы. Спусковой механизм, который состоял из спускового крючка и шептала одиночного огня, допускал ведение одиночного и автоматического огня. Выступ на передней части рычага разобщителя одновременно служил отражателем гильзы и работал как автоспуск. Боевая пружина винтовая, цилиндрическая. Возвратный механизм, служивший для накопления энергии отката и возвращения затворной рамы в исходное положение при накате, размещался в стволыной коробке. Он состоял из направляющего стержня и двухчастевой возвратной пружины. Задний упор стержня, входивший в паз выступа ствольной коробки, одновременно служил и фиксатором штампованной съемной крышки ствольной коробки, которая закрывала только возвратный механизм.
К одной из особенностей автомата Калашникова АК-46, относилась возможность снаряжения магазина патронами из обоймы, без его отделения от оружия, что было обусловлено техзаданием. Поэтому функции фиксатора подвижных частей в заднем положении выполняла затворная задержка. Предохранитель в автомате Калашникова АК-46 №1 был выполнен отдельно от переводчика вида огня. Их флажки размещались на левой стороне коробки ударно-спускового механизма. Аналогично германским штурмовым винтовкам, слева была расположена и рукоятка перезаряжания затвора, выполненная в одном узле с затворной рамой.
Автомат Калашникова АК-46 имел прицельное приспособление, состоявшее из открытого секторного прицела, рассчитанного на 800 м, с расположением прицельной колодки над патронником и мушки (прикрытой намушником), которая была закреплена прессовой посадкой и двумя шпильками на треугольном основании у дульного среза ствола. Достоинством открытого прицела являлась его простота и хорошие условия при прицеливании, способствующие быстрому обнаружению цели на поле боя и позволявшие корректировать результаты стрельбы, что было крайне немаловажно при ведении прицельного огня по движущимся целям. В то же время подобному прицелу (используемый как в этом, так и во всех последующих образцах оружия конструкции М.Т.Калашникова) был присущ и ряд характерных недостатков, в том числе: необходимость совмещения стрелком во время прицеливания трех точек - мушки, гривки с прорезью и цели, расположенных на разном расстоянии от глаза стрелка. Это быстро утомляет стрелка, делая невозможным однообразие наводки оружии, что в свою очередь ведет к увеличению рассеивании пуль и снижению четкости стрельбы. Для улучшения устойчивости оружия при стрельбе автоматическим огнём на дульной части ствола, за основанием мушки, были просверлены 6 сквозных отверстий (по три с каждой стороны).
Питание осуществлялось из отьёмного быстросменяемого стального коробчатого магазина секторного типа с двухрядным расположением 30 патронов, который по словам Зайцева, - "был нами заимствован с автомата Судаева". Магазин состоит из корпуса, крышки, стопорящей планки, пружины и подавателя. Корпус магазина имел в верхней части два загиба и два выступа для закрепления магазина в окне ствольной коробки. При присоединении магазина к автомату, защёлка магазина закреплённая перед спусковой скобой, поворачивалась на своей оси назад под действием заднего упора магазина, а затем после его фиксации в окне ствольной коробки, теперь уже под действием своей пружины поворачивалась вперёд и заскакивала за упор. Подобная конструкция защёлки магазина позволила очень быстро сменять магазины, даже на ощупь в ночное время. В то же время небольшие размеры защелки вызывали определённые трудности при быстром отсоединении магазина, особенно если рука стрелка была одета в перчатки или стрелковые рукавицы.
Автомат Калашникова АК-46 не имел классической цельной ложи. С учетом достаточно прочной ствольной коробки, удержанию оружия при стрельбе способствовали раздельные деревянные приклад и цевье. Па заднем торце приклада на двух шурупах монтировался металлический затылок. Для удобства стрельбы из автомата, служили деревянные пистолетная рукоятка управления огнём и ствольная накладка, выполненная в одном узле с газовой трубкой. Накладка служила для предохранения рук стрелка от ожогов при интенсивной стрельбе. Вырезы на ствольной накладке и цевье предназначены для лучшего охлаждения ствола. Антабки для плечевого ремня были установлены с правой стороны. Шомпол монтировался под стволом автомата.
Все три представленных на испытания автомата Калашникова АК-46 (каждая модель получила внутренний индекс АК-1, АК-2, АК-3) - имели газовый двигатель автоматики с отводом пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола и коротким ходом отдельного газового поршня со штоком, запирание канала ствола поворотом затвора, курковый ударно-спусковой механизм.
Автомат Калашникова 1946 г. АК-46 №1 (АК-1) имел отдельные фрезерованную ствольную и штампованную спусковую коробки, соединявшиеся прерывчатыми горизонтальными направляющими и чекой. Затворная рама двигалась по внутренним направляющим ствольной коробки. Рукоятка заряжания располагалась слева. Возвратный механизм включал телескопический шток и две возвратные пружины, надевавшиеся на шток с разных сторон. Крышка ствольной коробки фиксировалась хвостовиком штока.
Смонтированный в спусковой коробке УСМ допускал ведение одиночного и автоматического огня. Переводчик и предохранитель раздельные, флажкового типа. Флажки расположены с левой стороны спусковой коробки — переводчика впереди, предохранителя позади спусковой скобы. Предохранитель блокировал спусковой крючок, переводчик в положении «одиночный огонь» включал разобщитель. Автоспуск служил также отражателем стреляной гильзы.
Для уменьшения увода ствола под действием отдачи в его дульной части был выполнен компенсатор — сверху ствола позади основания мушки выполнено по три отверстия с каждой стороны. Приклад, щёчки пистолетной рукоятки, цевьё и ствольная накладка — деревянные. Приклад крепился к ствольной коробке скобой, имел металлический затылок.
Автомат Калашникова 1946 г. АК-46 №2 отличался от АК-46 №1 составной ствольной и спусковой коробками, изготовленными с применением штамповки и сварки и соединявшимися двумя чеками. Затворная рама двигалась между направляющими спусковой коробки и внутренней поверхностью ствольной коробки, причём для уменьшения трения при движении опиралась на ствольную коробку боковыми вьютупами. Длина ствола увеличена с 397 до 450 мм.
Расположенная слева рукоятка перезаряжания оставалась неподвижной, прорезь для её прохода закрывалась пылезащитной шторкой. Флажки предохранителя и переводчика перекомпонованы и сделаны удобнее. Нижняя горловина ствольной коробки повышала прочность крепления магазина. Несколько изменены прицел, направляющий стержень возвратного механизма. Приклад получил упрощённый затылок, антабка перенесена с левой стороны приклада вниз.
Характерно, что автомат Калашникова 1946 г. АК-46, согласно задания разрабатывался в вариантах с постоянным и со складывающимся прикладом — первый предназначался для стрелковых (мотострелковых) частей, второй - прежде всего для воздушно-десантных войск. И опытный автомат Калашникова 1946 г. АК-46 №3 имел складывающийся приклад по типу, использовавшемуся Калашниковым в его же опытном пистолете-пулемёте 1942 г.
В декабре 1946 года автомат Калашникова АК-46 вышел на испытания, где его главными конкурентами стали тульские автоматы Булкина АБ-46 и автомат Дементьева АД. Затем последовал второй тур испытаний, после которого АК-46 был признан комиссией непригодным для дальнейшей отработки. Невзирая на это решение, Калашников (при поддержке ряда членов комиссии, состоящей из офицеров НИПСМВО, с которыми он проходил службу на полигоне с 1943 года) добился пересмотра решения и получил одобрение на дальнейшую доводку своего автомата.

Информация взята с сайта www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/strelkovoe-o...

@музыка: ...грянет битва, воздух полнится грозой...

@настроение: работа

@темы: Сталь, Спертое, Из сетки, Барахло